Понедельник, 29.04.2024, 11:42
Приветствую Вас Гость | RSS
МАУ ДО "Детская музыкальная школа им. Ю. Агафонова...
 В 1998 году в школе открыт музей Юрия Васильевича Агафонова - заслуженного артиста России.



Юрий Васильевич Агафонов - пианист, выпускник  нашей школы.




Родился в городе Губаха 16 августа 1953 года. Закончил ДМШ №2 г. Губаха и Пермское музыкальное училище с отличием.
  • 1972 - 1977 - Московская государственная консерватория имени Чайковского (класс профессора Воскресенского М.С.)
  • с 1978 - солист Пермской государственной филармонии
  • 1980 - 1983 - ассисентура-стажировка высшего исполнительского мастерства при Московской консерватории
  • 1982 - лауреат Всероссийского конкурса пианистов г.Казань
  • 1987 - диплом лучшего концертмейстера Всероссийского конкурса вокалистов г.Пермь
  • 1994 - концертмейстер Международного конкурса вокалистов "Янтарный соловей" г.Калининград
  • 1994 - официальный концертмейстер конкурса имени П.И.Чайковского







С 1999 года существует открытый городской конкурс имени Юрия Агафонова.

  • 1 конкурс (1999г.) - участники: ДМШ №1 и №2 г.Губаха, ДМШ г.Кизел. Председатель жюри Панова А.М.(преподаватель БМУ)
  • 2 конкурс (2002г.) - участники: ДМШ  г.Кизел, г.Чусовой, г.Губаха (№1, №2). Председатель жюри Хасанова Е.А. (г.Пермь)
  • 3 конкурс (2005г.) - участники: ДМШ г.Кизел, г.Соликамск, г.Губаха (№1, №2), пос. Яйва. Председатель жюри Урлина Э.М. (преподаватель БМУ)
  • 4 конкурс (2009г.) - участники: ДМШ г.Кизел, г.Чусовой, г.Губаха (№1, №2), пос. Всеволодо-Вильва. Председатель жюри Урлина Э.М. (преподаватель БМУ)
Существует премия Ю.Агафонова:





Интервью с Агафоновой Татьяной Васильевной (сестра Юрия Васильевича и преподаватель ДМШ №2 г. Губаха по классу фортепиано):


Юрий Васильевич Агафонов (16 февраля 1953 г. – 13 сентября 1995 г.). Пианист.

Имя Юрия Агафонова хорошо известно губахинцам – Заслуженный артист России, Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, солист Пермской филармонии. Этот талантливый исполнитель, удивительно тонко чувствующий музыку, родился и вырос в нашем городе. Окончил детскую музыкальную школу № 2, Пермское музыкальное училище, Московскую консерваторию, аспирантуру. Здесь, в музыкальной школе, где начинал своё становление Юрий Васильевич, работает его родная сестра Татьяна Васильевна Агафонова, преподаватель по классу фортепиано. Надеюсь, что интервью с Татьяной Васильевной о её известном брате будет интересным.

  - Здравствуйте, Татьяна Васильевна. Вы были одним из самых близких людей Юрию Васильевичу, расскажите немного о его детстве. Чем он интересовался?

        Т.В. – Здравствуйте. Юра рос достаточно болезненным ребёнком. В раннем детстве он перенёс тяжёлую болезнь воспаление лёгких, и родители над ним   очень «тряслись». С самого раннего возраста Юра стал проявлять свои способности. Надо сказать, что он учился только на отлично и был очень увлекающимся ребёнком. Его интересовало всё. В детстве Юра занимался акробатикой и достигал высоких результатов. Ещё одним серьёзным увлечением была химия. Наша мама работала в химической лаборатории, и Юра с детства увлекся химическими опытами. Наша детская была превращена в химическую лабораторию, откуда периодически неслись всякие запахи. А однажды Юре попало от родителей за то, что он сжёг шторы, проводя свой очередной опыт. Эти опыты шли не переставая, периодически из нашей «химической лаборатории» были слышны взрывы… И, кстати, это его увлечение даже соперничало с музыкой. Ведь, когда Юра вырос, он всерьёз думал обучаться химии.

 - Юра был общительным ребёнком, много ли у него было друзей?

        Т.В. – У нас был такой дружный двор…, вы даже не представляете. Что мы только не делали вместе: и библиотеку в сарае (пристрой у дома), и костюмы сами шили, причём из родительских одежд, за что попадало всем… , и концерты давали всем двором, и спектакли… Юра был очень артистичным ребёнком. Расскажу о незабываемом моменте в детском саду. Силами детей детского сада был сделан номер «Танец маленьких лебедей». Я, ещё двое детей и Юра… в пачке и с бантом были лебедями. Вот таким универсальным тандемом мы великолепно выступили перед родителями…

 - То есть, Юрий Васильевич был совершенно не стеснительным ребёнком?

        Т.В. – Нет, что Вы, у него не было никаких комплексов. И вот мы, четыре лебедя разных категорий танцевали свой танец, чем привели в восторг всех зрителей!..

 - Я слышала, что Ваш папа был одарённым музыкантом, это как-то повлияло на ваше с братом воспитание?

        Т.В. – После войны в Губаху приехали молодые специалисты. Одним из них был наш папа. Он учился в Шатурском техникуме и, будучи человеком любознательным, занимался музыкой. В соседнем городе наш папа играл в любительском оркестре русских народных инструментов. С этим оркестром они выехали в Москву, и там он получил первую премию. Папе предложили приз: велосипед или костюм. А так как маме (нашей бабушке) было сложно поднимать одной четверых детей, папа взял костюм, хотя ему очень хотелось велосипед. Что поражало: какой бы инструмент он не брал в руки, играл так, как будто долго и упорно учился этому… На баяне – пожалуйста, на мандолине, фортепиано, гармони… Таким образом мы слушали музыку с детства, мы видели, что есть другая сторона жизни… ведь тогда ещё не было музыкальной школы.

- Юра сам захотел учиться в музыкальной школе?

        Т.В. – Нет. Когда открылась музыкальная школа в 1960 году, нас родители просто записали в класс фортепиано. И фортепиано дома появилось незамедлительно. Юра как-то сначала к музыке не тянулся… А потом… он увидел, что я всё занимаюсь и занимаюсь и стал потихоньку меня «отодвигать». Тогда он уже, завлечённый, сидел за фортепиано, а у меня не было возможности заниматься…

 - И каким Юра был учеником?

        Т.В. – Юра был очень ответственным учеником. И учёба ему давалась легко всегда и везде. Оставалось время на какие-то посторонние увлечения. Например, учась в консерватории он увлёкся вязанием. Так он столько навязал изделий, что я была просто «в шоке». И юбки, и майки, и свитера… всё вязал и вязал…

 - Это очень забавно… Татьяна Васильевна, правда, что Вы поступили в Пермское музыкальное училище только ради Юры и его таланта?

        Т.В. – Конечно, правда. Вообще-то я хотела стать журналистом, но так как Юра был одарённым пианистом, мама решила, что ему нужно идти учиться дальше. И мне было велено идти в музыкальное училище вместе с ним. Я осмелилась возразить, но мама сказала, что моё желание её не интересует, так как Юра без меня отказывается ехать в Пермь.  В итоге мы оба поступаем в Пермское музыкальное училище, и вдруг мама решает, что Юра обязательно должен закончить школу! А я-то уже начала учиться! Вот так и получилось, что я одна училась в Перми, а Юра оканчивал школу и заочно учился в училище два года.

 - Да, не стандартная ситуация. А с поступлением в консерваторию были какие-нибудь сложности? Юрий Васильевич опять сказал, что без Вас не поедет в Москву?

        Т.В. – Дело в том, что в тот период Московскую консерваторию композиторское отделение окончил Крылатов, он пермский человек, кто-то ещё из музыкантов в Москве обучался, а из пианистов никто, никогда из Пермского училища не поступал. И вот, впервые за 50 лет существования Пермского музыкального училища Юра «открыл дорогу» Перми в Московскую Государственную консерваторию. В Перми был «шок»! Не смотря на два года заочного обучения, Юра без проблем поступил в консерваторию в класс профессора М.С. Воскресенского. А я с самого начала оставалась в тени, а Юра всегда был звездой. Понимаете, у нас такое было воспитание: надо, и всё. Мне как-то преподаватель сказал, а ты-то что учишься, тебе замуж надо выйти…, а я ему говорю: «Так у меня выхода нет, я учусь, мне нельзя по другому…». Вот, так получается…

 - Получается, что Вы сыграли очень значимую роль в жизни Юрия Васильевича.

        Т.В. – Да, я согласна… И, поверьте, Юра это понимал и очень ценил…

 - Юрий Васильевич вспоминал о своих преподавателях?

        Т.В. – Обо всех своих учителях Юра отзывался очень тепло. М.С. Воскресенский был его другом. Б.Е. Глаголев, его преподаватель в училище, сразу сказал, что у мальчика большое будущее и ему нужно поступать в Москву. А так как Борис Евгеньевич дружил и периодически виделся с Михаилом Сергеевичем, то просто было сказано, что есть одарённый мальчик и что надо его послушать. Таким образом Юра и попал в класс М.С. Воскресенского, который, послушав Юру, сразу сказал: «Да, я его беру».

 - Юрий Васильевич очень много концертировал. В каких странах ему довелось побывать?

        Т.В. – Да, ему нравилась его работа. Он много где побывал: Австрия, Польша, Дания, Германия, Ближнее зарубежье – Эстония…

 - Тогда был Советский Союз, наверное, по всему союзу?

        Т.В. – Да, по всему Советскому Союзу.

 - Так как Юрий Васильевич был очень коммуникабельным человеком, у него было много друзей не только в детстве?

        Т.В. – Дело в том, что весь курс, на котором учился Юра, был очень одарённым. Михаил Сергеевич сказал, что такие курсы бывают раз в 10-15 лет. Они все между собой дружили. Все ребята очень перспективные люди, известные музыканты разлетелись по свету: Юра Егоров, известный пианист, который мигрировал с Рихтером в Италию, а потом в Америку, Нино Кереселидзе, сейчас профессор Тбилистской консерватории, Наталья Ерасова, солистка Пермского театра оперы и балета, Плотникова Ирина, профессор Московской консерватории и много других небезызвестных музыкантов, я сейчас даже не вспомню всех…

 - Вы наверняка знаете какие-то интересные или казусные моменты, связанные с концертной деятельностью Юрия Васильевича или забавные случаи из жизни, ведь он был с юмором, как говорится, на ты. Расскажите некоторые из них.

        Т.В. – Да, таких случаев было много. Он не любил скуку… однажды, стоя со своими друзьями на остановке, говорит: «Что-то скучно стало, давайте колёса делать». И они все стали вертеть «колесо» прямо на улице, взрослые люди! Или зимой, по дороге куда-то говорит: « А давайте делать бабочек». Это когда ложатся на снег и ёрзают руками по снегу, где остаются красивые отпечатки, в виде бабочек. И вот, вся улица была в этих «бабочках». И это тоже не в детстве, а вполне зрелом возрасте…  Любил Юра и надо мной пошутить. Я играла прелюдию Баха до мажор, и Юра мне говорит: «Нужно играть тише». Я, значит, пробую. Он говорит: «Ещё тише». Я пытаюсь. Он: «Ещё тише». Это продолжается какое-то время… меня не слышно практически уже, а он говорит: «Всё равно громко». Тогда я говорю Юре: «Так покажи уже, как нужно». И он мне очень спокойно отвечает: «А я так не могу».

 - А на концертах?

        Т.В. – Буквально недавно мне рассказал Капельников, настройщик роялей в филармонии, как однажды Юра приехал с концертом в какую-то глубинку Пермского края (надо сказать, что Юрий Васильевич никогда не отказывался выступать в маленьких городах и сёлах), открыл фортепиано, а там одни белые клавиши… Ну, концерт состоялся каким-то образом. Как-то тоже в небольшом городе нашего края играя, Юра закрыл глаза и слышит голос из зала: «Спит». Однажды был концерт в Губахе с Овчаровым. Условия были ужасные: с потолка капало, да так громко, и ничего нельзя было предпринять. Директор думала, что они откажутся выступать, но Юра сказал: «Не переживайте, главное ритмически уложиться». Много было всего… Юра был весёлым, добрым, чутким человеком. Он очень любил природу, часто выезжал на сплав с друзьями, любил собирать грибы. Что интересно, он очень любил готовить и делал это на высшем уровне. Кстати, учась в училище, Юра начал заниматься фигурным катанием и получил 3й взрослый разряд.

 - Талантливый человек талантлив во всём…

        Т.В. – Да, это про Юру.

  - У Юрия Васильевича были такие композиторы, произведения которых он исполнял с особенной любовью или наслаждением?

        Т.В. – Да, он как-то больше тяготел к композиторам романтикам: Лист, Шуман, Шуберт, Шопен, Брамс. Конечно же, Прокофьев, Скрябин. Но, безусловно, одним из самых любимых был Рахманинов. Одно из великолепных прочтений Юры это «Вокализ» Рахманинова. Все музыканты говорили, что это шедевр исполнения. «Рапсодия на тему Паганини», все его миниатюры, вокальное творчество – всё исполнял с огромнейшим удовольствием. А вообще Юра был «всеядным». Он был великолепным аккомпаниатором и в 1987 году на всероссийском конкурсе вокалистов был отмечен дипломом за аккомпанемент. В вокальной музыке любимым композитором был Гуго Вольф.

 - Какое-нибудь произведение, которое давалось Юрию Васильевичу не так легко, было такое?

        Т.В. – Ну лёгких произведений вообще нет. Юра говорил, что сложна музыка Прокофьева, фантазия «Исламей» Балакирева была у него в репертуаре. Не знаю, как-то он над каждым произведением много работал.

 - Делился ли Юрий Васильевич с Вами своими мыслями, мечтами?

        Т.В. – Конечно. Человек внимательно относился ко всему, что его окружало, мы много философствовали на разные темы, много говорили… Человек такого уровня, конечно, мечтал о совершенстве в музыке, в отношениях между людьми… о гармонии.

 - Михаил Сергеевич Воскресенский после концерта в Губахе в рамках фестиваля «Друзья и коллеги Юрия Агафонова» в интервью охарактеризовал Юрия Васильевича так: «…светлый, в чём-то даже наивный человек, неприспособленный к жестокостям этой жизни…». Вы согласны с ним?

        Т.В. – Ну я не могу сказать, что Юра был наивным. Он достаточно трезво смотрел на жизнь. Другое дело, что Юра был ранимым и очень впечатлительным.

 - Трагедия, которая случилась с Юрием Васильевичем, стала потрясением для всех людей, которые были с ним знакомы. Расскажите, как появилась идея проводить ежегодные концерты его памяти.

        Т.В. – Во-первых, на вечере памяти Юрия Васильевича в Перми через год после гибели Нина Ивановна Эдель посоветовала сделать музей. И мы сразу стали собирать материал. Потом был разговор о том, что нужно проводить детский конкурс имени Юрия Агафонова. Конкурс существует, он проходит раз в 4 года. Через год прошёл вечер памяти и у нас в школе, приезжали музыканты Перми. А ежегодные наши педагогические концерты предложила проводить Галина Михайловна Ртищева. А потом они как-то прижились и стали проходить каждый год. Первый концерт состоялся через три года после гибели Юры. В этом году прошёл уже 14 концерт, который был уже в рамках фестиваля «Друзья и коллеги Юрия Агафонова». Ещё существует премия Юрия Агафонова.

 - Буквально на днях нашей школе присвоили имя Юрия Агафонова. К завершению подходит масштабный фестиваль, одним из руководителей которого являетесь Вы. Расскажите о дальнейших планах в этом направлении.

        Т.В. – Этот проект получился таким масштабным в связи с 60-тилетием пианиста. Я так думаю, что будут проводиться осенние фестивали, не такие масштабные, но регулярные.

 - Татьяна Васильевна, большое Вам спасибо за интересную беседу. Я думаю, что если бы Юрий Васильевич видел всё с небес, ему было бы приятно, что память о нём объединяет и сближает многих музыкантов.

Май 2013 года.

Автор интервью Умарова О.В.- преподаватель ДМШ №2 г.Губаха.



Музей Ю.Агафонова сейчас:

             

 

Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Наш опрос
Какую музыку Вы любите?
Всего ответов: 50
Полезные ссылки
  • Министерство образования и науки РФ
  • Нотный архив Бориса Тараканова
  • Классика онлайн
  • Погружение в классику
  • Форум классика.ру
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz