- A а - ля; предлоги к, до, в, вроде
Accelerando аччелерандо - ускоряя
Adagio адажио - 1) обозначение темпа: медленно (медленнее, чем анданте, но подвижнее, чем лярго); 2) часть произведения или отдельная пьеса в данном темпе
Ad libitum ад либитум - по желанию
Agitato аджитато - возбужденно
Ais аис - ля-диез
Al аль - предлог до
All, alla аль, алля - вроде, в духе
Alla breve алля бреве (буквально - укорочено) - удвоить единицу метра (например, считать 2/2 вместо 4/4)
Allargando алляргандо - расширяя
Allegretto аллегретто - спокойнее, чем Allegro
Allegrezza аллегрецца - веселость
Allegro аллегро - весело, живо, быстро
Amoroso аморозо - любовно
Ancora анкора - еще
Andante анданте - не спеша
Andantino андантино - чуть живее, чем Andante
Anima анима - душа
Animando анимандо - воодушевляясь,ускоряя
Animate анимато - воодушевленно, оживленно
A piacere а пьячере - по усмотрению исполнителя,свободно
A piena voce а пьена воче - полным голосом
Appasionato аппассионато - страстно
Arpeggio,arpeggiato арпеджио, арпеджиато - подобно арфе,в виде арпеджио
As ас - ля-бемоль
Assai ассаи - весьма
A tempo а темпо - возвращение к первоначальному темпу после его изменения; в прежнем темпе
Attacca атака - продолжать без перерыва
- B бэ - си-бемоль (в некот. странах - си)
Bel canto бель канто - стиль пения, связанный с итальянской оперой; красота звукоизвлечения и техническое совершенство преобладают в нем над драматической выразительностью
Belebt белебт (немецкое) - оживленный
Ben, bene бен, бeне - хорошо, как следует
Brillante брильанте - блестяще
Brio брио - живость, возбуждение; con brio кон брио - с огнем
- C цэ - до; размер 4/4, сокр. слова capo
Calando каляндо - успокаивая
Cantabile кантабиле - певуче; певучий, связный стиль исполнения
Canto канто - пение
Cantus firmus кантус фирмус (латинское) - буквально «прочный напев»: ведущая мелодия, часто заимствованная, которая составляет основу полифонической композиции
Cantus planus кантус планус (латинское) - ритмически ровное одноголосное пение, характерное для григорианского хорала
Capo капо - начало; da саро - повторить сначала
Capriccioso каприччозо - капризно, прихотливо
Ces цес - до-бемоль
Cis цис - до-диез
Coda кода (буквально - хвост) - заключительный раздел
Col, colloa коль, колля - предлог с
Come коме - как
Commodo, comodo - комодо - удобно
Con кон - предлог с
Corda корда - струна; una corda - одна струна; указание применить левую педаль
Crescendo крешендо (крещендо) - постепенно усиливая
- D дэ - ре; сокращение слов da, dal, destra, droite
Da, dal, dalla да, даль, далля - предлоги от, к
Da capo да капо - с начала; указание, предписывающее повторить с начала фрагмент или целую часть произведения
Dal segno даль сеньо - начиная от знака; указание, предписывающее повторить фрагмент от знака
D.C. сокращение слов Da саро да капо - с начала
D.S. сокращение слов Dal segno даль сеньо - начиная от знака
Deciso дечизо - решительно
Del, della дель, делля - предлог от
Decrescendo декрешендо (декрещендо) - постепенно затихая
Des дэс - ре-бемоль
Destra дестра - правая
Diminuendo диминуэндо - постепенно затихая
Dis дис - ре-диез
Dolce дольче (буквально - сладко) - нежно
Dolore долоре - боль
Doloroso, dolente долорозо,доленте - печально, скорбно
Doppio доппьо - двойной (doppio movimento - вдвое быстрее)
Droite друат (французское) - правая
Dur дур (немецкое; буквально - твердый) - мажор
- E е - ми; союз и
Ed эд - союз и
Eguale эгуале - ровно
Elegiaco эледжиако - элегично
Empfindsamer Stil (немецкое) - стиль исполнения музыки барокко, при котором игнорируются присущие этой эпохе условности и цель которого - непосредственная и свободная передача эмоционального содержания произведения
Energico энерджико - энергично, решительно
Eroico эроико - героично
Es эс - ми-бемоль
Espressione эспрессионе - выразительность
Espressivo эспрессиво - выразительно
- F эф - фа; f. - сокращение слова forte
Feroce фероче - свирепо
Fes фэс - фа-бемоль
Festive, festoso фестиво, фестозо - празднично
Fine фине - конец (традиционное обозначение в партитуре); al fine (сокращенно - a.f.) - до конца
Fis фис - фа-диез
Foco фоко - см. Fuoco
Forte форте - сильно, громко (обозначение выразительности)
Fortissimo фортиссимо - очень громко
Forza форца - сила; con tutta forza кон тутта форца - со всей силой
Funebre фунебре - похоронно, мрачно
Fuoco фуоко - огонь
- G re - соль; сокращение слова gauche
Gauche гош (французское) - левая
Gebrauchsmusik - (немецкое) 1) направление в музыке (преимущественно немецкой) 20в., которое сознательно ориентировалось на исполнительские и вкусовые запросы любительского музицирования; 2) прикладная, функциональная музыка (например, танцевальная музыка, театральная музыка, киномузыка и т.п.)
Ges гec - соль-бемоль
Gesammtkunstwerk - (немецкое) «совокупное произведение искусства»: термин, предложенный Р. Вагнером и подразумевающий единство сценического действия, музыки и художественного оформления в его музыкальной драме
Giocoso джокозо - игриво
Gis гис - соль-диез
Giusto джусто - точно
Glissando глиссандо - скользя; исполнительский прием при игре на инструментах, заключающийся в легком скольжении пальца по струне вдоль грифа у струнных, в скольжении одного или нескольких пальцев по клавиатуре (чаще всего по белым клавишам) и т.д.
Gran, grande гран, гранде - большой
Grave граве, гравэ - важно, тяжеловесно; обозначение темпа и выразительности: медленно, торжественно
Grand opera - гранд опера (французское) «большая опера»: жанр французской оперы 19в., отличавшийся крупными масштабами, яркой драматургией, зрелищностью
Grazia грация - изящество
Grazioso грациозо - изящно
- H ха - си; сокращение слова Hand
Hand ханд (немецкое) - рука
His хис - си-диез
Хемиола - ритмический прием, при котором трехдольный размер изменяется на двудольный путем переноса акцентов в такте. Этот прием был распространен в 15в., употреблялся и позже, особенно для укрупнения ритмического движения в заключительных разделах, перед финальным кадансом
Хроматизм - употребление альтерированных (не принадлежащих к основному звукоряду) звуков
- Il иль - опред. артикль мужского рода в итальянском языке
Idee fixe - (французское) буквально «навязчивая идея»: термин, связанный прежде всего с симфонической музыкой Г. Берлиоза и обозначающий присутствие в произведении сквозной темы, ассоциирующейся с внемузыкальными понятиями (например, тема возлюбленной в Фантастической симфонии, тема Гарольда в симфонии Гарольд в Италии)
Imitando имитандо - подражая
Impetuoso импетуозо - порывисто, страстно
Impromtu эмпромтю (французское) - экспромт, пьеса импровизационного характера
In ин - предлог в; in modo ин модо - в стиле
Incalzando инкальцандо (буквально - преследуя) - ускоряя
-issimo - иссимо - суффикс, придающий прилагательному превосходную степень, например, prestissimo
Istesso истессо - такой же, прежний
- L. - сокращение слова Linke
La ля - определенный артикль женского рода в итальянском языке
Lamento ляменто, ляменто - плач, жалоба
Langsam лянгзам (немецкое) - медленно
Larghetto ларгетто, ляргетто - не очень медленно - 1) обозначение темпа: медленно, но несколько подвижнее, чем лярго; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе
Largo ларго, лярго - широко, очень медленно - 1) обозначение темпа; в общепринятом смысле — самый медленный темп из возможных; 2) пьеса или часть цикла в данном темпе
Lebhaft лебхафт (немецкое) - живо
Legato легато - связанно - обозначение выразительности: связно, без разрывов между звуками
Leggiero леджиеро - обозначение выразительности: легко, грациозно
Lento ленто - медленно
Libretto (либретто) - дословно "тетрадка, книжечка"; текст оперы и оратории, часто в стихотворной форме
Lied (немецкое "песня") - термин, относящийся к романсовой лирике немецких композиторов 19в.
Linke линке (немецкое) - левая
L'istesso tempo листессо темпо, листэссо тэмпо - тот же темп; "в том же темпе": указывает, что темп сохраняется, даже если в дальнейшем употребляются иные нотные длительности
Lugubre люгубре - мрачно, зловеще
Lunga люнга - долгая (остановка на фермате, паузе)
- M. - сокращение слов main, mano, mezzo
Ma ма - предлог но
Ma non troppo ма нон троппо - не слишком; allegro ma non troppo — не слишком быстро
Macabre макабр (французское) - похоронный; danse macabre данс макабр - пляска смерти
Maestoso маэстозо - величественно, торжественно
Maggiore маджоре - мажорный
Main мэн (французское) - рука
Mano мано - рука
Marcato маркато - четко, подчеркнуто; обозначение выразительности: отчетливо, с ударением
Marciale марчиале - маршеобразно
Massig мэссиг (немецкое) - умеренно
M.d - сокращение слов mano dextro, main droite - правая рука
Meno мено, мэно - менее; meno mosso мэно моссо — обозначение темпа: спокойнее, не так быстро
Mesto место - печально, скорбно
Mezzo меццо - наполовину, средне; Mezzo voce меццо воче - вполголоса; Mezzo forte меццо фортэ - не очень громко
mf - сокращение Mezzo forte - не очень громко
M.g. - сокращение слов main gauche
Minore миноре - минорный
Moderato модерато - умеренно; обозначение темпа: умеренно, между andante и allegro
Modo модо - образ; in modo - ин модо - в стиле
Moglich мёглих (немецкое) - возможно
Moll моль (немецкое; буквально - мягкий) - минор
Molto мольто - много, очень; molto adagio - обозначение темпа: очень медленно
Morendo морендо - замирая
Mosso моссо - оживленно; Allegro mosso - живее, чем Allegro
Moto мото - движение
Movimento мовименто - движение, темп
mp - сокращение слов mezzo piano
Musica ficta музика фикта, musica falsa музика фальса - распространенная в эпоху позднего Средневековья и раннего Возрождения практика, следуя которой при исполнении в музыку вносились хроматические альтерации, отсутствующие в записанном нотном тексте - с целью избежать диссонантного интервала тритона или повысить VII ступень (вводный тон)
Musique concrete (французское) - одно из направлений в музыке 20в., зародившееся во Франции: здесь в качестве основного материала используются как музыкальные, так и природные звучания, записанные на пленку и подвергающиеся затем разного рода акустическим и прочим трансформациям Nell, nella нель, нелла - то же, что in
Nicht нихьт (немецкое) - не; nicht zu нихьт цу - не слишком
Noch нох (немецкое) - еще
Nocturne ноктюрн (французское - ночной) - распространившееся в 19в. название относительно небольших инструментальных (иногда вокальных) пьес созерцательно-лирического характера с певучей выразительной мелодией
Non - не, нет; non tanto нон танто - не столь, non troppo нон троппо - не слишком; allegro ma non troppo - не слишком быстро- O о - союз или
Obligato облигато - 1) в музыке 17-18вв. термин относится к тем партиям инструментов в произведении, которые не могут быть опущены и должны исполняться обязательно; 2) полностью выписанное сопровождение в музыкальном произведении для голоса или солирующего инструмента и клавира
Opus (латинское; сокращенно - ор.) опус - произведение, сочинение; обозначение употребляется композиторами начиная с эпохи барокко и относится обычно к порядковому номеру данного сочинения в списке (чаще всего хронологическом) произведений данного автор
Ossia оссиа - так же; вариант исполнения
Ostinato остинато - неотступно; многократное повторение мелодической или ритмической фигуры, гармонического оборота, отдельного звука (особенно часто в басовых голосах)
Ottava оттава - октава; ottava alta оттава альта - октавой выше; ottava bassa оттава басса - октавой ниже
- P - сокращение слов pedale, piano
Parte парте - партия, голос (в ансамбле); colla parte колля парте - с партией (певца, солиста)
Passione пассионе - страсть
Patetico патетико - патетично
Patter song (английское) - юмористическая песня, в которой слова положены на простую мелодию, состоящую из многократного повторения одних и тех же звуков; слова при этом должны произноситься отчетливо и быстро
Pedale педале - педаль
Per пер - предлоги для, за, по
Perdendosi пердендози - исчезая, замирая, сводя звучность на нет
Perpetuum mobile перпетуум мобиле - (латинское «вечное движение»): пьеса, построенная на непрерывном быстром ритмическом движении от начала и до конца
Pesante пезанте - тяжеловесно, подчеркнуто
P.f. - сокращение слова pianoforte
Piacere пиачере - желание; a piacere - по усмотрению исполнителя
Pianissimo пианиссимо - очень тихо; сокращенно: pp.
Piano пиано - тихо; сокращенно: p.
Pianoforte (сокращенно - p.f.) пианофорте (буквально тихо-громко) - фортепиано
Piu пиу - более, больше; piu allegro - обозначение темпа: быстрее
Pizzicato пиццикато - щипком: способ игры на струнных инструментах защипыванием струн пальцами
Pochissimo покиссимо - чуть, едва
Poco, un poco поко, ун поко - немного, мало
Poco a poco поко а поко - мало-помалу, постепенно
Poi пой - после
Portamento портаменто - скользящий переход от одного звука к другому, используемый в пении и игре на струнных
Portato портато - способ звукоизвлечения, между legato и staccato
Possibile поссибиле - как только возможно
Precise пречизо - точно, определенно
Prestissimo престиссимо, прэстиссимо - предельно скоро; обозначение темпа: исключительно быстро; быстрее, чем presto
Presto престо, прэсто - скоро; обозначение темпа: очень быстро
Prima, primo прима, примо - первая, первый (в нотах, предназначенных для исполнения на фортепиано в 4 руки, - правая партия)
- Quasi квази, куази - как, подобно, вроде; quasi marcia - как марш
Quartus, quartet квартет (от латинского quartus - четвертый) - оперно-вокальный или инструментальный (чаще всего струнный) ансамбль из четырех участников; струнный квартет: ансамбль из двух скрипок, альта и виолончели; фортепианный квартет: ансамбль из фортепиано, скрипки, альта и виолончели
Quintus, quintet квинтет (от латинского quintus - пятый) - оперно-вокальный или инструментальный ансамбль из пяти участников; ансамбль, обычно состоящий из двух скрипок, двух альтов и виолончели. Некоторые произведения Боккерини и Шуберта написаны для двух скрипок, альта и двух виолончелей; фортепианный квинтет: ансамбль, состоящий из струнного квартета (две скрипки, альт, виолончель) и фортепиано; квинтет Форель Шуберта представляет собой редкое исключение из правила, т.к. он написан для скрипки, альта, виолончели, контрабаса и фортепиано
Quodlibet кводлибет - шуточная музыкальная пьеса, объединяющая несколько известных мелодий, часто заимствованных из популярных или народных песен
- R - сокращение слова rechte
Rallentando раллентандо - замедляя; обозначение темпа: постепенно замедляя
Rechte рехте (немецкое) - правая
Repetizione репетиционе - повторение
Rinforzando (сокращенно - rf, rfz) ринфорцандо - усиливая
Ripieno рипиено - в инструментальной музыке эпохи барокко обозначение игры всего оркестра; то же, что tutti
Risoluto ризолуто - решительно
Ritardanto | Ritardando (сокращенно - ritard.) ритардандо - запаздывая, замедляя; обозначение темпа: постепенно замедляя
Ritenuto (сокращенно - rit., riten.) ритенуто - задерживая, замедляя; обозначение темпа: постепенно снижая темп, но на более коротком отрезке, чем ritardando
Rubato рубато - ритмически свободно, допуская отклонения от метра или темпа по усмотрению исполнителя с целью достижения большей выразительности
Ruhig руиг (немецкое) - спокойно
Russico руссико - русское, в русском стиле
- S - сокращение слов segno, sinistra
Scherzo скерцо - шутка
Scherzando скерцандо, скэрцандо - шутливо, игриво, с юмором
Schnell шнель (немецкое) - скоро
Scordatura скордатура - временное изменение обычной настройки струнного инструмента
Secondo секондо - второй (в нотах, предназначенных для исполнения на фортепиано в 4 руки, - левая партия)
Segno сеньо - знак; al segno - к знаку; dal segno - от знака
Segue сегуэ (буквально - следует) - указание продолжать так же: указание, которое, во-первых, заменяет указание attacca (т.е. предписывает исполнять следующую часть без перерыва), а во-вторых, предписывает продолжать исполнение в той же манере, что и раньше (в этом случае чаще употребляется обозначение sempre)
Sehr зер (немецкое) - очень
Semplice семпличе, сэмпличэ - обозначение выразительности: просто
Sempre семпре, сэмпрэ - постоянно, всегда; sempre pianissimo - все время очень тихо
Sentimento сентименто - чувство
Senza сенца, сэнца - без; senza sordino - снять сурдину
Sforzando, sforzato (сокращенно - sf., fz., sfz) сфорцандо, сфорцато - выделяя, акцентируя; внезапный акцент на звуке или аккорде
Semibreve сэмибреве - целая нота
Simile (сокращенно - sim.) симиле - аналогично, указание продолжать в том же роде
Sine сине - без
Sinistra синистра - левая
Smorzando сморцандо - замирая
Solo соло - солист; композиция или ее фрагмент для одного исполнителя или для солиста из ансамбля, оркестра и т.д.
Sopra сопра - сверху (относится к той или иной руке при их перекрещивании)
Sostenuto состенуто - сдержанно; обозначение выразительности: сдержанно; иногда обозначение может относиться и к темпу
Sotto сотто - предлог под; sotto voce сотто воче - вполголоса, приглушенно
Spirito спирито - душа, воодушевление
Spiritoso / spirituoso спиритозо, спиритуозо - с увлечением, с воодушевлением
Staccato стаккато - отрывисто: манера звукоизвлечения, при которой каждый звук как бы отделяется паузой от другого; противоположный способ звукоизвлечения - legato (легато), связно. Staccato обозначается точкой над нотой
Stesso стессо - смотри Istesso
Stile rappresentativo стиле раппрэзентативо - оперный стиль начала 17в., основной принцип которого состоит в том, что музыкальное начало должно быть подчинено выражению драматических идей или отражать содержание текста
Stretto стретто, стретта (буквально - сжато) - ускоряя; 1) в фуге, особенно в ее заключительном разделе, - изложение полифонической темы в виде простой или канонической имитации, при котором имитирующий голос вступает до окончания темы в начинающем голосе; 2) ускорение темпа действия и темпа музыки в финалах итальянских опер
Stringendo стринджендо - сжимая, ускоряя
Subito субито - внезапно, резко
Sul ponticello суль понтичелло - буквально «на подставке»: указание исполнителю на струнном инструменте играть рядом с подставкой для извлечения более сильного, блестящего звука
Sul tasto суль тасто - буквально «на грифе»: указание исполнителю на струнном инструменте играть у грифа для извлечения более мягкого, прикрытого звука
- T. - сокращение слова tempo
Tanto танто - столь
Tempo темпо - темп
Tempus perfectum, tempus imperfectum (латинское) - обозначения трехдольного и двудольного размеров в эпохи позднего Средневековья и Возрождения
Teneramente тенераменте - нежно, ласково
Tenerezza тенерецца - нежность, мягкость
Tenuto (сокращенно - ten) тенуто - выдержанно; выдерживая полную длительность ноты или немного дольше написанного
Terraced dynamics (английское) - внезапные смены динамического уровня, типичные для музыки барокко
Tranquillo транкуилло - спокойно
Tre corde тре корде - три струны; указание снять левую педаль
Trio трио - трио; средний раздел пьесы,написанной в 3-частной форме; (некогда излагался трехголосно)
Tristezza тристецца - грусть
Troppo троппо - слишком, очень
Tutte corde тутте корде - все струны, то же, что tre corde
Tutti тутти - все вместе; все участники ансамбля, оркестра; в барочной ансамблевой музыке термин относится ко всем исполнителям, включая солирующие партии; в более поздней оркестровой музыке термин относится к разделам, исполняемым всем оркестром
- Un, una ун, уна - неопределенный артикль; один, одна
Una corda уна корда - одна струна; указание применить левую педаль
Unisono унисон (итальянское unisono, от латинского unus - один и sonus - звук) - одновременное звучание двух и более одинаковых по названию звуков одной или разных октав; нулевой интервал, расстояние между двумя тонами одинаковой высоты; исполнение звука или мелодии всеми исполнителями на одной высоте
Ut ют (французское) - иногда употребляемое название ноты
- Variatio вариации (латинское - изменение) - музыкальное
произведение, основанное на постепенном изменении изложенной в начале
темы, в ходе которого первоначальный образ обогащается и развивается, не
теряя своих существенных черт
Veloce велоче - быстро
Virtuoso виртуоз (итальянское; буквально: доблестный, мужественный) - исполнитель, обладающий блестящей техникой и выдающимися способностями
Vivace, vivo виваче, виво - живо; обозначение темпа и выразительности: быстро, живо
Vivacissimo вивачиссимо - предельно живо
Voce воче - голос; mezza voce мецца воче - вполголоса
Voix de ville водевиль (французское; буквально: голос города) - веселая театральная пьеса, чаще всего комедийного содержания, включающая отдельные вокальные и танцевальные номера
Volkslied фолькслид (немецкое) - народная песня
Volta вольта - раз
Vocalise вокализ (францанцузское; от латинского vocalis - гласный звук; звучащий, поющий, vox - голос) - произведение для голоса, музыкальная пьеса для пения без слов, чаще всего представляющая собой учебное упражнение; редко имеет художественное значение
- Walzer вальцер (немецкое), valse вальс (французское) -
танец, происшедший от австрийских, немецких и чешских народных танцев. С
середины 19в. получил широкое распространение не только как
танцевальный жанр, но и как важная составляющая музыки балета, оперы,
симфонии и даже камерных произведений
Wenig вениг (немецкое) - немного, мало
Werk верк (немецкое) - сочинение, произведение, опус
- Zart царт (немецкое) - нежно, слабо